CHINAVSEM | Дата: Среда, 19.07.2017, 21:39 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 10153
| Стихи известного китайского поэта Лю Чжэнь
|
|
| |
CHINAVSEM | Дата: Среда, 19.07.2017, 21:50 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 10153
| Китайские стихотворения. Китайская поэзия. +
Стихи китайского поэта Лю Чжэнь
Из цикла "ПРЕПОДНОШУДВОЮРОДНОМУ БРАТУ" Одиноко склонилась сосна на макушке бугра*{*}, А внизу по лощине холодные свищут ветра. До чего же суров урагана пронзительныйвой, Как безжалостно он расправляется с этойсосной! А наступит зима - как жестоки и иней илед, Только эта сосна остается прямою весь год. Почему же в суровую стужу не гнется она? Видно, духом особым крепки кипарис и сосна.
Комментарий: Сосна на макушке бугра... Образы сосны и кипариса постоянно встречаются в китайской поэзии, символизируя духовную стойкость, неизменность устремлений, жизненную силу, долголетие. Образы этипришли из фольклора и встречаются еще в "Шицзине" ("Книге песен", XI-VII вв. до н. э.). В конфуцианской канонической "Книге установлений", определяющей нормы взаимоотношений между людьми, говорится об идеальномчеловеке, чье сердце подобно сердцевине сосны и кипариса. Деревья эти не меняют свое убранство, и столь же неизменным, постоянным в своих убеждениях и поступках остается "благородный муж". "Сосна и кипарис - лучшие из деревьев", - писал знаменитый историограф древности Сыма Цянь (ок. 145-86 гг. до н. э.), которого китайская традиция считает образцом именно такого постоянства и принципиальности. Кажущаяся неподвластность времени вечнозеленых сосны и кипариса связывала эти образы в воображении людей средневековьяс идеей долголетия и бессмертия. Недаром одного из самых ранних китайских бессмертных, якобы жившего во времена Шэнь Нуна ("Святого пахаря") звали Чи Сунцзы -"Учитель красной сосны". Для продления жизни даосские маги пользовались смолой и семенами сосны и кипариса: в "ЖизнеописанииЧжао Цюя", составленном в III в., утверждается, например, что, употребляя их внутрь, он не только вылечился от проказы, когда состояние его казалосьсовсем безнадежным, но и обрел "жизнь вечную". Однако когда в качестве "символа вечности"сосну и кипарис стали сажать на кладбищах, их образы стали вызывать и другие ассоциации: печальные думы о смерти, грустные мысли о быстротечности жизни и непрочности человеческого существования. В безымянных"древних стихах" (I в.) мы читаем: Вечно зелен растет кипарис на склонегоры. . . . . . . . . . . . . .. . . А живет человек Между небом и этойземлей Так непрочно, как будто Он странник и вдальнем пути. (Пер. Л. Эйдлина)
|
|
| |